Не пренебрегай противником - такой урок получили янки в войне на Тихом океане. Никогда не думай, что противник безнадежно слаб- гласил все тот же урок, полученный ими в Корее. Усвоив эту простую истину, американцы приступили к созданию серии боевых самолетов, которые на долгие годы, став основой их военной авиации, оставались грозным оружием в умелых руках. Самый знаменитый из них - многоцелевой истребитель Мак Доннелл Дуглас F-4 Фантом - превратился в символ западной боевой авиации в целом.

История его создания восходит к 1953 году и полна драматических коллизий, достойных романа в стихах. Машина неоднократно меняла свой облик, начинку и назначение, рождалась в муках труда и радостях удач. И вот в мае 1958 года, сияющий в лучах солнца XF4H -1 впервые выкатили на аэродром, а уже через полтора года ВМС США получили первые серийные самолеты F-4A (Такой индекс получил новый самолет после введения единой системы обозначений в ВВС и ВМС США), а затем и усовершенствованные F-4B. Они предназначались для борьбы с ракетоносцами Ту-16КС и Ту-95К-20. Советские истребители (обычные МиГ-17 и МиГ-19 с их крохотной дальностью) не могли сопровождать ударные самолеты над морем, и прятаться американским палубным машинам было не от кого. Поэтому Фантомы ВМС США тех лет имели типовую яркую окраску, колорит которой придавали многочисленные декоративные элементы - "молнии", полосы, стилизованные изображения хищных птиц, зверей и насекомых. В то же время живописные шедевры в стиле сюрреализма, в основном на эротические темы, столь часто встречавшиеся в сороковых годах, практически исчезли.

   Фоном для всего этого пестрого многоцветия стала стандартная окраска, принятая для морских самолетов США в 1955 году - блестящий светло-серый цвет сверху и белый снизу. Довольно большие опознавательные знаки образца 1947 года были размещены у кромок воздухозаборников, на левом крыле сверху и на правом снизу. По бокам фюзеляжа красовались черные надписи NAVY (или MARINES после появления Фантомов в ВВС морской пехоты США), выше которых по обоим бортам был нанесен номер эскадрильи, а также регистрационный номер самолета в двух экземплярах - мелко без первой цифры (например, 157283 соответствовал полному Bu. No.61-57283) и крупно без первых трех знаков. Кроме того, имелись две мелкие надписи - тип самолета (например F-4B) - вдруг техник забудет, что он обслуживает, и название авианосца базирования (например, USS Ranger), видимо, на случай, если летчик запамятует где он находится. В районе кабины, как правило, писались фамилии, звания и клички членов экипажа (без комментариев).
Ну а если серьезно, то все это хорошо помогало точно и полностью идентифицировать самолет буквально с первого взгляда.
На киле и часто на крыльях наносили две буквы, символизировавшие номер авиагруппы, куда входил данный самолет. Их обычно вписывали в эмблему эскадрильи, размещенную там же. Цвета эмблем и полос тщательно подбирались с учетом не только эстетических соображений, но и возможности быстрого определения принадлежности самолета в воздухе.
На нос и крылья морских самолетов накрашивали тактический номер (от одной до трех цифр), причем одна-две последние более мелким шрифтом дублировались на вертикальном оперении.
Все это очень красиво смотрелось и собирало толпы народа на многочисленных шоу. Но в августе 1964 года для крепких парней в кабинах американских Фантомов нашлась настоящая работа. Со странного инцидента в Тонкинском заливе началась многолетняя война во Вьетнаме.

F-4B с авианосцев US Navy вступили в бой, нанося удары по наземным объектам и охотясь за редкими вьетнамскими самолетами. Летом 1965 года к ним присоединились и Фантомы, принадлежащие ВВС США. Это были F-4C в такой же серо-белой окраске. Они отличались надписями U.S. AIR FORCE, а их бортовой номер состоял из двух букв и последних трех цифр регистрационного номера. Сам номер наносился на самолет черной краской без первых двух-трех знаков. На "сухопутных" F-4 было гораздо меньше цветных элементов. Характерные для многих войн временные рисунки на фюзеляжах также встречались не часто. Иногда на носы наносились "акульи пасти" и короткие надписи, которые становились боевым именем самолета. Довольно часто борта фюзеляжей украшали силуэты бомб по числу боевых вылетов и знаки воздушных побед.

Впрочем, война оказалась не простой прогулкой - уже 4 апреля 1965 года американцы потеряли свой первый самолет в бою с МиГ-17. Реакцией на это стало не только изменение тактики, но и появления на Фантомах USAF трехцветного камуфляжа так называемого "вьетнамского" типа. Он состоял из матовых пятен рыжевато-коричневого, оливкового и зеленого цветов. Низ самолета красился светло-серым. Существенно уменьшились в размерах опознавательные знаки.

Морякам гордость не позволяла "одеть маскхалаты", и их самолеты всю войну оставались яркими до боли в глазах, хотя в ВМС и появилась малозаметная схема - Low Visibility Scheme - предполагающая окраску всего самолета в блестящий или матовый серый цвет и резкое уменьшение площади цветных элементов. Такие окраски появились во второй половине 60-х годов сначала на разведчиках RF-4B, а затем и на многоцелевых F-4N и J.

Попытка ввести для палубных F-4G (не путать с F-4G Wilde Weasel) камуфляж из двух оттенков зеленого цвета почему-то не выявила особых преимуществ новой окраски, но дала неожиданный негативный эффект - руководители полетов на авианосце ночью плохо видели камуфлированные F-4 на палубе и в воздухе. Это стало еще одним фактором, отсрочившим введение пятнистых окрасок на самолетах ВМС США

В рамках создания новых камуфляжей в CША был проведен ряд натурных экспериментов, в которых участвовали и F-4. Так, например, в USAF была опробована чисто белая блестящая окраска всех поверхностей самолета, а известный художник Кейт Феррис предложил рисовать под кабиной ложный "фонарь" с "головами пилотов", дабы дезориентировать противника в ближнем бою. Идея оказалась настолько эффективной, что даже свои экипажи иногда не могли понять, куда же летит соседний фантом. Это создавало значительную угрозу столкновений в плотном строю и сильно ограничивало применение рисованных "кабин". Конечно, не все Фантомы прямо с завода сразу отправлялись во Вьетнам. Многие машины, попавшие в части тактической авиации(ТАС), а особенно в ПВО Североамериканского континента (NORAD) и эскадрильи ВВС Национальной Гвардии (Air National Guard), получали старую серо-белую окраску. Даже на рубеже 80-х годов оставались F-4E, окрашенные особым оттенком серого цвета - Air Defence Gray.

Следующие глобальные изменения окраски американских самолетов начались уже после окончания войны во Вьетнаме. В соответствии с новой концепцией применения авиации, зоны ее использования смещались на малые высоты, а главным потенциальным театром военных действий снова становилась Европа. Были приняты на вооружение самолеты нового поколения, получившие и новые окраски.

В начале 80-х годов на истребителях-бомбандировщиках F-4E, разведчиках RF-4C/E и самолетах прорыва ПВО F-4G появилась окраска типа Wrap Around. Сверху она была идентична "вьетнамской" трехцветной схеме, а низ вместо серого получил такой же набор пятен. Для действующих в Европе F-4 принимался другой вариант этой схемы, в котором рыже-коричневый цвет был заменен на темно-серый.

Чуть позже были изменены и опознавательные знаки - они стали наноситься лишь черным контуром. Надписи U.S. AIR FORCE постепенно исчезли, но к "обрезанному" регистрационному номеру стали добавлять буквы AF. Ранее весьма строгая система обозначения принадлежности машины к конкретному авиакрылу "поплыла", и стало обычным явлением появление нескольких типов обозначений на килях самолетов одной эскадрильи.

Не отстали в нововведениях и моряки. На "послевоенных" F-4S была испытана так называемая схема краски Heater-Ferris, сочетавшая рисованную "кабину" и новый камуфляж из клинообразных пятен серо-голубого, светло-серого и высокоотражающего серого цветов. Вскоре к новому камуфляжу добавились и малозаметные опознавательные знаки, выписанные светлой серо-голубой краской "в негативе". Тем же цветом были выполнены все надписи.

Несмотря на высокую эффективность, камуфляж Heater-Ferris не был принят, и с 1982 года начала применяться новая тактическая окраска. Согласно этому стандарту самолет красился светло-серой краской, а на носовую и среднюю части фюзеляжа и на консоли крыла сверху наносились поля темно-серой краски. При этом надписи накрашивались темным серым цветом по светлому фону и светлым по темному. Реже надписи выполнялись черным цветом. Опознавательные знаки также рисовались цветами камуфляжа и были настолько блеклые и мелкие, что обнаружить их можно было, разве что ползая по самолету.

Улучшение маскировки самолетов имело и свою отрицательную сторону. Усложнялось управление воздушным боем в звене экипаж-эскадрилья, в связи с чем в середине 80-х годов было принято решение вновь вернуться к системе цветных полос, обозначающих номер подразделения и выделяющих командирские самолеты. Было признано желательным также возобновить нанесение эмблем эскадрилий, авиакрыльев и командований, ограничив, правда, их в размерах - это поднимало моральный дух экипажей.

Последним типом камуфляжа фантома USAF стала так называемая Shadow-Shading Scheme - на высокоотражающий серый фон по всему фюзеляжу от воздухозаборников к крылу и стабилизатору нанесено одно большое пятно низкоотражающего серого цвета. Той же краской выполнялась противобликовая полоса. В таком виде F-4 последних модификаций были переданы частям Национальной Гвардии, однако вскоре заслуженным ветеранам снова пришлось вступить в бой. На этот раз местом действия стал Ближний Восток, для песчаных пейзажей которого такая окраска оказалась не совсем подходящей. Тем не менее, господство в воздухе позволило многонациональной авиации не опасаться иракцев, и камуфляж менять не стали. Не помешали и многочисленные цветастые эмблемы, рисунки и надписи, которые вернулись под конец на Фантомы - видимо американцы просто не могут спокойно смотреть на унылые серо-серые самолеты - страсть ко всему цветному и красивому у них в крови.

Первым зарубежным получателем F-4 стала Великобритания - союзник США номер один по блоку НАТО. Оказавшись неспособной финансировать создание собственной машины такого класса, она закупила в 1966 году 24 самолета Фантом FG1 (F-4K) для морской авиации (Fleet Air Arm) и еще 28 для ВВС (Royal Air Force). При этом палубные истребители красились одним из двух оттенков серого цвета сверху и матово-белым (вернее, смесью из 10 частей белого и 1 части черного) снизу. На самолете были стандартные опознавательные знаки и несколько белых надписей: ROYAL NAVY, тактический и регистрационный номера, а также цветная эмблема эскадрильи на киле.
Сухопутные фантомы отличались пятнистой окраской, разработанной еще в начале второй мировой войны - темно-зеленые и темно-серые пятна сочетались с "небесным" низом. Они имели большое число "декоративно-прикладных" элементов: принадлежность к конкретной эскадрилье символизировали традиционная цветная "ленточка" на носу и эмблема на киле. Кроме того, имелись регистрационный и тактический номера.
В 1967 году были начаты поставки чисто сухопутного варианта для Англии - Фантом FGR2 (F-4M), также получивший сначала серо-зеленый камуфляж. В середине 70-х годов в Англии была создана малоконтрастная схема камуфляжа из двух оттенков серого цвета. Опознавательные знаки и надписи сильно "потускнели". Вскоре так были перекрашены все 118 самолетов модификации FGR2 и старые FG1, в том числе и Фантомы, снятые с авианосцев и переданные в RAF, а также дополнительно закупленные в 1984 году 15 истребителей F-4J.

В 1969 году F-4 получил еще один "стратегический партнер" США - Израиль. На 204-х истребителях-бомбардировщиках F-4E, 12-ти разведчиках RF-4E и 3-х специальных RF-4E(S) еще в США был нанесен камуфляж, аналогичный ограниченно применявшейся и в USAF окраске Asia Minor. Он состоял из пятен рыжевато-коричневого, песочного и зеленого цветов. Низ красился палево-голубым. Каждый самолет получил опознавательные знаки ВВС Израиля (Chel На Avir), и трехзначные регистрационные номера. Многие машины отличались различными эмблемами, знаками воздушных побед или "акульими пастями".
Имеются сведения о применении на израильских F-4 двухтонового серого камуфляжа, аналогичного окраске F-15C, однако эта информация не подтверждена фотоснимками.

Довольно значительный парк Фантомов (88 разведчиков RF-4E и 175 перехватчиков F-4F) находится в эксплуатации в ВВС ФРГ(Bundesluftwaffe). Вначале все самолеты имели традиционный немецкий "рубленый" камуфляж, напоминающий схемы, использовавшиеся в Люфтваффе в годы второй мировой войны. Сверху они красились темно-зеленым и базальтово-серым цветами, а снизу - хромово-серебристым или светлосерым, а кроме опознавательных знаков (мальтийские кресты и "триколоры") "бундесфантомы" несли четырехзначные номера (по две цифры по обе стороны креста на фюзеляже).
Волна "камуфляжного бума" семидесятых не обошла стороной и ФРГ. Там появился ряд интересных схем окрасок, также навеянных воспоминаниями о прошедшей мировой войне. Например, F-4F истребительной эскадры JG 74 Мельдерс летали окрашенные темно-серой и средне-серой красками сверху и светло-серой снизу. Впоследствии был создан вариант этой же схемы по принципу Wrap Around и полностью новый камуфляж, аналогичный применяемому на самолетах Торнадо IDS - базальтово-серые и серо-зеленые поля сверху и светло-серая поверхность снизу.

На южном фланге НАТО Фантомы получили три страны: Испания (36 F-4C и 4 RF-4C), Турция (90 F-4E и 7 RF-4E) и Греция (47 F-4E и 7 RF-4E). В боевых условиях свои Фантомы использовали два государства - Греция и Турция друг против друга над Кипром. Все "южнонатовские" F-4 имели американский камуфляж по схеме SEA, и лишь на испанских F-4C американские регистрационные номера были закрашены, а вместо них на киле появились испанские и "местный" индекс самолета - С-12.

Еще в 1968 году первые из 32-х F-4D получил Иран. Они были покрашены по схеме Asia Minor, несли опознавательные знаки, надпись IIAF (Iran Islamic Air Force) и номера как "нашими", так и "местными" арабскими цифрами. В дальнейшем в эту страну было направлено еще 68 F-4E и 14 RF-4E, которые вероятно красились точно также. Иранские Фантомы активно, но безуспешно участвовали в десятилетней войне с Ираком, к концу которой в строю осталось 35 F-4D и Е и три разведчика RF-4.

72 Фантома было продано Южной Корее (по 36 самолетов модификаций D и Е). Они получили "вьетнамский" камуфляж, который впоследствии сменили на двухоттеночный серый обратнотеневой. В 1971 году F-4 появились и у Японии. Они также поначалу сохранили американские цвета - светло-серый сверху и белый снизу. На килях самолетов были нанесены регистрационные номера из двух групп цифр, разделенных дефисом. Первая обозначала год получения машины (например, 1 - это 1971 год), вторая - ее тип (для F-4EJ и RF-4EJ - всегда семерка). Третий знак ("8" для F-4EJ и "6" для RF-4) символизировал назначение самолета, а последующие три представляли собой тактический номер и были продублированы крупно на носу. Для F-4EJ (всего 215 самолетов) он начинался с числа 301, а для RF-4EJ (14 самолетов) - с 901.

Кроме знаков госпринадлежности, с середины 70-х годов на японских Фантомах стали появляться цветные эмблемы авиакрыльев и эскадрилий. Они обычно состояли из стилизованного рисунка и буквы или цифры, принятой в английском алфавите, или же национальной. На рубеже восьмидесятых был разработан ряд новых камуфляжных окрасок. Это было связано с тем, что с поступлением новейших F-15CJ перехватчики F-4EJ были переквалифицированы в истребители-бомбардировщики. Применялись аналоги "вьетнамской" схемы (двух- и трехцветные с пятнами рыже-коричневого, зелено-оливкового и песочно-серого цветов), комбинации различных серых и серо-голубых красок (по мотивам камуфляжей ВВС США и Германии), а также оригинальные "ломаные" окраски с пятнами различных оттенков серого, зеленого, серо-песочного, и даже голубого и гранатового цветов.

В конце 1970 года 24 самолета F-4E "временно" получила Австралия в ожидании поступления новейших тогда бомбардировщиков F-111. Фантомы прибыли во "вьетнамском" камуфляже и сохранили американские регистрационные номера. Изменения в их окрасках были минимальными - помимо национальных опознавательных знаков были нанесены двузначные тактические номера. С прибытием F-111 оставшиеся в рабочем состоянии фантомы были возвращены в США.

Последним пока покупателем Фантома стал Египет. После крутого изменения курса в семидесятых годах основным поставщиком военной техники для этой страны стали США. Поначалу египетские F-4E сохранили старый "вьетнамский" камуфляж, неся национальные знаки и выполненные колоритным местным шрифтом номера, но вскоре были перекрашены согласно Shadow-Shading Scheme или же более мелкими пятнами двух оттенков серого цвета сверху и светло-серым снизу. Маркировка при этом осталась прежней.

Сегодня многоцелевые истребители F-4 Фантом остаются на вооружении ВВС или в резерве всех упомянутых выше стран, в том числе и в США. Мало того - находятся государства, заявляющие о своем желании купить самолеты этого типа. Азербайджан даже заявил о приобретении нескольких Фантомов у Ирана. Реагируя на спрос, фирмы Мак Доннелл Дуглас и Израиль Эйркрафт Индастриз предложили независимые проекты модернизации самолета-долгожителя. Помимо новых двигателей, электроники и оружия они предлагают и современные схемы камуфляжей по желанию заказчика. Так что, возможно, история камуфляжа Фантома будет иметь продолжение.

.