НОВОСТИ

Архив

Галерея героев

История

Почта

Дискуссия

Арсенал

Поиск в интернет


 

 

 

Культура: фигуры и события

epi.gif (20132 bytes)Культурная жизнь страны богата и многогранна. Открытие галерей и выставок, театральные постановки и кинопремьеры, новые книги и концерты звезд, контрамарки, слухи, богемная жизнь, закулисные интриги и тайны. Не то что принимать участие, но даже просто отслеживать наиболее интересные тенденции и события в этой области могут позволить себе лишь люди, обладающие свободным временем, что для современного делового человека, согласитесь, редкость. Вот нам и приходится довольствоваться так называемой масс-культурой, транслируемой при помощи TV на самую широкую аудиторию без разбору, без учета личных культурных и эстетических предпочтений конкретного человека. Поэтому очень много интересного остается как бы за кадром. И мы решили хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Новый Маяковский

Душа должна быть большая и, возможно, окровавленная

23 февраля, в день Защитника Отечества и очередной годовщины сталинского переселения чеченцев и ингушей в Музее Высоцкого состоялась премьера. Актер и режиссер Владимир Епифанцев представил публике свою новую работу: спектакль Маяковский.

Зал в Музее Высоцкого довольно компактный, но уютный и при этом устремленный в высоту. В нем царит замечательная камерная атмосфера, которая, казалось бы, должна диссонировать с действием спектакля на стихи такого тревожного и страстно-революционного поэта, как Маяковский. Его стихи это сама провокационность футуризма, раскрепощение и гигантский размах творческой фантазии первых лет Советской власти. Это внешнее несоответствие не помешало Епифанцеву найти решение и создать спектакль. Фигуры, нарисованные поэтом в начале века и вроде бы уже окончательно сошедшие с символической сцены, оказывается, никуда не исчезли. Они по-прежнему среди нас. Только нужно суметь их разглядеть и вернуть в жизнь, хотя бы и в несколько необычном свете.

На сцене два музыканта в черных одеяниях, подозрительно напоминающих рясы монахов. Но это не монахи, это Алексей Тегин и его помощник Евгений Вороновский, исполняющие тибетскую музыку бон. Странные эти звуки, они будоражат воображение. Перед глазами встают Гималаи, вращающаяся в неистовом танце желтая маска жреца. Прыжок, резкое движение руки, окровавленный нож, культ Красного Орла. Чем оправдано использование столь необычного, на первый взгляд, музыкального ряда? Оправдано временем, которое стирает границы между культурами: трудно пока еще это осознать и прочувствовать, но ведь и древняя тибетская музыка, и авангардист Маяковский все это теперь уже события прошлого тысячелетия. Отсюда и этот парадоксальный и небывалый доселе синтез, сплав двух течений, устремленность назад и одновременный рывок вперед. Похоже, что именно в этом главная причина успеха постановки.

В действии участвуют три человека. Один из них сам Владимир Епифанцев:

- Представьте себе, что АНГЕЛ идет по улице. Но никто из так называемых простых людей не понимает, что это ангел . Я же демонстрирую им его ангеличность. Без того, что я показываю, я не могу полноценно наслаждаться творчеством. Сам процесс создания спектакля, как правило, нуден и неинтересен, и только когда спектакль создан, когда он играется, когда я смотрю отснятое по видео, я могу испытывать наслаждение. Более того, мне недостаточно просто того, что эти образы существуют, мне нужно их проявить, нужно жить в этом мире образов. Когда я занимаюсь Маяковским, я сам становлюсь Маяковским. Но должен сказать, что мой Маяковский никогда не покончил бы с собой. Изобразил бы, но не сделал. Знак, символ гораздо важнее, чем реальность.

По замыслу режиссера само действие на сцене включает в себя четыре элемента. Силовые линии спектакля выстроены следующим образом. Мертвый человек (на сцене его символизирует скелет) это протагонист, то есть сам Маяковский-самоубийца. Его душа тень, роль которой играет ползущая по сцене с окровавленной головой человек. Ну, и конечно девушка, символизирующая неземное и небесное, чистый Дух. Она играет роль призрака, на которого проецируется дух Маяковского.

Врезка

Нужно что-то нежное на фоне магии. Мужчина по своей сути не ужасен, женщина провоцирует его на убийства и на рефлексии, связанные с искусством

Епифанцев не читает стихи поэта, точнее не читает их в привычном смысле:

- Я испытываю отвращение к актерам. Уверен, что они окажутся в аду. Актеры имитаторы людей. Театр появился раньше, чем актеры, и носил вначале исключительно сакральные функции.

Замикшированные индустриальные звуки, тревожный рев тибетских труб, скрежет и стоны, всполохи скрипки и звон меди: таков звуковой ряд спектакля. Среди прочих инструментов в какой-то момент используются флейты из человеческих берцовых костей; во всяком случае, так говорят. Музыкальный ряд невероятно пронзителен и ритуально величественен. И на этом мистическом фоне разворачивается трагедия Маяковского. Трагедия Титана. Маяковский предстает перед несколько ошеломленным зрителем как космический демон, и из его уст с по-настоящему неземной тоской, нечеловеческой страстью и титаническим вызовом миру вырываются, словно разрывные пули, страшные своей пронзительностью строки. Раненный обстоятельствами рока Владимир Маяковский голосом Владимира Епифанцева режет по-другому здесь просто нельзя сказать режет истекающие черной кровью металлически плотные куски текста. Местами фонограмма голоса специально замедлена, и без того низкий он превращается в рев и рокот. Ощущение невероятное, мурашки бегают по спине, а волосы на голове начинают шевелиться...

Впрочем, действие продолжается, и зрителю дается возможность перевести дух, прежде чем его захватят новые впечатления. Немного дендизма на индустриальном фоне: в абсолютной темноте, разрываемой снопами искр, высекаемых из наковальни, Актер, откупорив бутылку шампанского, бьет могучим молотом, сотрясая едва ли не всю Вселенную.

Спектакль создавался довольно оригинальным образом: вначале была записана музыка, на нее наложен голос, и только затем был написан сценарий. Причем и к поэзии Маяковского режиссер пришел не сразу. Вначале была попытка использовать стихи Бодлера, затем Рембо, других поэтов, но все они не уложились в общую концепцию спектакля. Не даром Епифанцев всегда утверждал, что театр это магия. И вдруг озарение: Маяковский! Его наследие, да и сама фигура Владимира Маяковского идеально подходят для создания магического ритуала. Цель не раскрыть поэзию Маяковского, а совершить магический акт.

Одно из самых сильных мест в спектакле Маяковски это отрывки из Облака в штанах, неразрывно связанных с образом Марии. Ощущение такое, что имя Мария уже не имеет никакого отношения к конкретной женщине. Речь идет о чем-то большем. Как знать, быть может, это особый духовный принцип, чьи напряженные поиски на протяжении тысячелетий велись гностиками, этими опьяненными Богом людьми? Как знать...

- Театр воспроизводит ужас реальности. Театр это война, оружие. Войны вообще полезны, дух начинает здороветь. Душа должна быть большая и желательно окровавленная. Это знамя, это ориентация. Когда мы находим ориентацию, смысл возвращается и целью становится невозможность абсолютного, - утверждает Владимир Епифанцев.

После окончания премьеры на сцену вышли какие-то люди из технического персонала и вместо цветов прямо при публике принялись высказывать претензии по поводу якобы испорченного музейного кресла. Участвовавший в спектакле Алексей Тегин погасил начавший было разгораться конфликт одной единственной фразой:

- Вы ничего не понимаете. В этом кресле УБИЛИ АКТЕРА.

 

Подпись под фотографией

Владимир Епифанцев

С трех лет выходил на сцену МХАТа, участвовал в различных спектаклях. Окончил щукинское училище, затем ГИТИС, курс режиссуры у Фоменко. После института работал на телевидении, создал свой театр и следующий театральный сезон планирует открыть в Центре Мейерхольда.