ЕЛЬЦИН ПОКИНУЛ СТАМБУЛ НА КОНЕ, НО В ГНЕВЕ
ПОСЛЕ КОМПРОМИССА ЗАПАД ЖДЕТ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА В ЧЕЧНЕ

Если судить по российским масс-медиа, встреча глав государств и правительств ОБСЕ, состоявшаяся 18-19 ноября в Стамбуле, запомнится ее участникам мощным выступлением Бориса Ельцина и обсуждением ситуации в Чечне, причем в обоих случаях Москва безусловно выиграла. Да, российский президент от души погрозил западным "друзьям", спутав карты и собственным, и зарубежным дипломатам. Да, итоговые документы, как и ожидалось, содержат весьма умеренные суждения насчет Чечни. Однако основные итоги саммита далеки от первоначальных надежд России.
Необходимо помнить, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ; ранее - Совещание [СБСЕ]) является, кроме ООН, единственной крупной международной организацией, в которой СССР являлся учредителем. В силу этого стандарты принятия решений в ОБСЕ, как и в ООН, до сих пор подстроены под Россию. Когда в 1975 году Брежнев подписывал Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ, ему, естественно, удалось заручиться гарантиями включения в правила игры принципа консенсуса, не позволяющего подписать какой-либо обязывающий документ без согласия абсолютно всех стран-участниц (впоследствии этот принцип, после всеобщей обструкции Югославии, заменили на "консенсус минус один"). Когда же Россию принимали, например, в Совет Европы, она входила в уже сформировавшийся клуб западных государств и их спутников. Принципы там определяла не Москва; сейчас ей весьма непросто провести в СЕ нужные решения, поскольку, не имея достаточного числа союзников, она вынуждена делать только то, что стопроцентно приемлемо для Запада. В ОБСЕ Россия по-прежнему имеет, пусть во многом формально, серьезную власть. Именно используя
ее, отечественная дипломатия решила противопоставить расширению НАТО иную систему общеевропейской безопасности, которая зависела бы от ОБСЕ, а значит, и от Кремля.
Итогом этого процесса стало подписание 19 ноября в рамках саммита Хартии европейской безопасности (взамен уехавшего Ельцина от России текст подписывал министр иностранных дел Игорь Иванов). Документ весьма далек от идеи антинатовской удавки, которую первоначально хотела накинуть Москва.
Одной из основных задач, поставленных хартией, является повышение роли ОБСЕ в общеевропейских усилиях по поддержанию мира. Организация будет опираться на тот факт, что ее членами, в отличие от НАТО, Евросоюза и даже Совета Европы, являются практически все государства собственно европейского континента, а также США, Канада и азиатские страны СНГ (все это пространство именуется чиновниками ОБСЕ ее "регионом"). Упор будет делаться на "полевые" миссии и экспертные группы, направляемые в беспокойные регионы, причем миротворческая деятельность организации вовлечет как предотвращение и "разруливание" конфликтов, так и "посттравматическую" реабилитацию. Симптоматично, что хартия в равной степени говорит о конфликтах между государствами и внутри них (ранее именно ОБСЕ признала, что права человека не могут рассматриваться как исключительно внутреннее дело государств).
Основной текст хартии повторяет обычные пункты озабоченности международных организаций: необходимость преодоления экологического кризиса, борьба с терроризмом, коррупцией, торговлей людьми, оружием и наркотиками, защита прав национальных меньшинств (особенно цыган), беженцев, женщин, детей и так далее. Особое внимание уделяется мониторингу выборов (традиционная "епархия" ОБСЕ), а также надзору за деятельностью полиции в регионах конфликтов и влиянию ОБСЕ на процесс реформирования правоохранительных органов.
В документе утверждается роль ОБСЕ как "первенствующей организации для мирного урегулирования споров в ее регионе и как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, управления кризисными ситуациями и постконфликтного восстановления. В рамках ОБСЕ никакие государства, группы государств или организации не могут иметь более значимой ответственности за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать любую часть региона ОБСЕ как сферу своего влияния". Словом, стамбульские сидельцы вроде бы сказали НАТО: и на вас есть управа. Но одновременно в хартии выражена готовность к взаимодействию в сфере безопасности с любыми другими межгосударственными организациями (здесь явно имеются в виду НАТО, Евросоюз, а также субрегиональные структуры вроде СНГ). Документ, впрочем, подчеркивает, что ОБСЕ не намерена выстраивать иерархию этих организаций или заниматься перманентным разделением труда, то есть, в принципе, оставляет за собой максимально широкие полномочия. В качестве приложения к хартии стамбульский саммит принял "Платформу для безопасности в сотрудничестве", которая призывает другие международные организации к взаимному обмену информацией и к избежанию параллелизма в работе.
Тем не менее хартия, по большому счету ставшая лишь набором общих принципов, вряд ли добавит реального веса ОБСЕ. Весьма показательно уже то, что основная часть этого документа, посвященного вроде бы безопасности, то есть военно-политическим вопросам, говорит о правах человека и демократизации. Доминирующие в Европе силовая и экономическая структуры - НАТО и ЕС - совершенно не собираются делиться реальной властью с ОБСЕ, удельный вес в которой "незападных" стран остался слишком высоким по сравнению с их реальными возможностями. Именно поэтому у данной организации, похоже, никогда не появится шансов контролировать миротворческие вооруженные операции или основные потоки экономической помощи (а именно эти два рычага, как видно по Боснии и Косово, задают параметры политического обустройства конфликтных регионов). К тому же ОБСЕ, в которой любые две страны фактически имеют право вето и которая не может действовать на территории государств без их согласия, - серьезно скована этим обстоятельством.
Однако, с точки зрения американцев и англичан, в последнее время усиливших свое представительство в аппарате ОБСЕ, "с паршивой овцы хоть шерсти клок". Новая хартия и механизмы ОБСЕ в целом будут использоваться для поддержки демократических институтов и давления на определенные государства по линии прав человека. Схема выстраивается такая: Евросоюз давит, США угрожают санкциями, НАТО играет мускулатурой, а потом морально сломленное правительство страны-объекта исподволь впускает к себе "хорошего следователя" - специальную миссию ОБСЕ, которая напрямую влияет на развитие обстановки. Именно подобным образом Запад "поработал" по Чечне (об этом чуть ниже).
Другой результативный документ встречи в верхах - ее декларация - останавливается на частных проблемах, обсуждавшихся на саммите, включая Боснию, Македонию, Приднестровье, Белоруссию, Карабах, Абхазию и Южную Осетию. Так, была подчеркнута центральная роль ООН в урегулировании абхазского кризиса (о месте России не говорится ни слова); прошедшие в этом году президентские выборы и
референдум в Абхазии названы "неприемлемыми и нелегитимными". Данная часть документа носит явно прогрузинский характер. Участники встречи также "приветствовали" договоренность Москвы и Тбилиси о сокращении российских вооружений в Грузии. Призвали Россию и к четкому выводу войск из Молдавии, включая Приднестровье, а также к разрушению там недвижимого военного оборудования. Согласно решению саммита, делаться это будет под контролем миссии ОБСЕ (ранее Россия уже согласилась вывести войска из Молдавии до 2003 года). Декларация настаивает на важности "реального политического диалога" в Беларуси, ведущего к демократическим выборам, и напоминает Лукашенко о свободе прессы.
Говоря о Косове, декларация саммита упоминает и о проблемах беженцев-албанцев, и об исходе из края сербов и лиц других национальностей. Документ также призывает к созданию в Косове "полиэтнического общества на основе автономии, уважающей суверенитет и территориальную целостность Федеративной Республики Югославии". Проведение в этой стране свободных выборов объявлено условием возвращения ее в ОБСЕ.
Теперь вернемся-таки к Чечне. Соответствующий параграф декларации саммита достаточно аккуратен. В нем признается территориальная целостность Российской Федерации и осуждается терроризм во всех его формах. Одновременно речь идет о трудностях гражданского населения и о создании условий для гуманитарной помощи со стороны международных организаций. Помимо этого, участники саммита заявили: "Мы соглашаемся, что политическое решение крайне существенно и что помощь ОБСЕ внесла бы вклад в достижение этой цели". В декабре в регион конфликта должен направиться действующий председатель ОБСЕ - норвежский министр иностранных дел Кнут Воллебек. Надо полагать, он приложит все усилия, чтобы встретиться там не только с Кошманом и Кадыровым, но по крайней мере с Масхадовым и Арсановым, если вообще не с Басаевым.
Итак, давление на северокавказскую политику Москвы через структуры ОБСЕ продолжится, тем более что отечественная дипломатия сама согласилась на международный контроль, подписав стамбульскую декларацию. Запад наверняка будет и далее напоминать России, что она в ходе чеченской кампании нарушила фланговые ограничения Договора об обычных вооружениях в Европе, ужесточенная версия которого была одобрена на саммите. Чеченская тема поднималась также на встречах Ельцина с Клинтоном, Шираком и Шредером. По слухам, европейцы критиковали российского президента довольно жестко, из-за чего тот прервал встречу через пять минут и в гневе удалился. Жесткая позиция Евросоюза наверняка
не только не ослабнет, но даже радикализуется. В Америке же конгресс близок к принятию решения, которое заставило бы МВФ лишить Россию всех кредитов в случае продолжение операции в Чечне. Словом, после мягкого компромисса в Стамбуле Запад ждет конкретных действий по политическому урегулированию конфликта. Дождется ли, нет ли - все равно найдет способ использовать это по-своему.