Прюрхжк

Вфйкю

Ъвнефеу ъефрею

Кхжрфку

Ткщкже пво

Дкхмиххкк

Вфхепвн

Тркхм ю Кпжефпеж

 

Сибирские реалии Российско-Китайской торговли.

Российско-Китайское торговое сотрудничество развивается преимущественно в двух направлениях: первое-это поставка российского сырья в Китай, второе - "челночная" торговля. Отечественный рынок практически полностью открыт для зарубежных товаров, что буквально уничтожило ряд отраслей ( лёгкую, текстильную, вычислительной техники и др.) национальной промышленности. При этом рынок насыщен иностранными потребительскими товарами низкого качества, за которые страна расплачивается деиндустриализацией и потерей невосполнимых ресурсов. Потому пока "успешно" реализуется "ширпотребно-сырьевой" характер товарообмена. Когда из России вывозятся цветные и черные металлы, лес, удобрения, нефть и нефтепродукты, а из Китая к нам идут низкокачественные товары народного потребления. Китайское руководство заинтересованно в сохранении подобного положения дел, позволяющего наращивать экономическое влияние и захватывать рынки сбыта для продукции Северо-Западного Китая ( там находится один из центров "челночной" торговли г.Урумчи ), которая в силу своего качества не может найти сбыта на мировом рынке. Товары китайского производства заполнили рынки и магазины городов Сибири, вытеснив российских производителей. Для захвата сибирского рынка используются всевозможные методы и приемы. Всем известно, что китайцы используют торговые марки популярных западных производителей; более того на сибирских рынках появляются китайские подделки изделий отечественной промышленности: бритвенные лезвия "Спутник", изделия Новосибирской меховой фабрики и другие товары российских марок производства КНР. Для продвижения на российский рынок китайские производители указывают на этикетке ложную информацию, что товар изготовлен в Европе, США, Корее или других странах, используют надписи на европейских языках, хотя довольно часто товары оформляются на китайском языке с помощью транскрипции на латинской основе (без использования иероглифов). Необходимо отметить, что отсутствие информации на русском языке является нарушением российского законодательства о правах потребителей. На многих товарах китайского производства вообще отсутствует какая-либо информация о стране производителе, зато иногда ставится знак соответствия российским стандартам, но без буквенно-цифрового шифра, который является условным кодом организации, выдавшей сертификат на данный товар. Все это позволяет российским продавцам китайских товаров предоставлять покупателю ложную информацию, указывая на ценниках европейские страны, либо то, что товар российский и изготовлен в Москве. Стремительным и мутирующим формам экономической экспансии китайских товаров не препятствует практически никто. Российский внутренний рынок не защищён от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей. И пока российские чиновники гордо рапортуют о сокращении импорта, рекордном внешнеторговом сальдо, унификации таможенных тарифов и перспективах российско-китайского сотрудничества, китайцы "тихо" и незаметно осваивают российский рынок руками российских же "челноков", турфирм, чиновников и таможенников. Наибольшего внимания из проводников китайской экономической экспансии заслуживают туристические фирмы, работающие в сфере шоп-туризма, и отечественные чиновники. Именно турфирмы сумели поставить организацию челночного бизнеса на своего рода конвейер. "Челноки" покупают шоп-туры в Урумчи, Чугучак, Пекин и другие города Китая в турфирмах, а те, в свою очередь, занимаются доставкой груза из Китая в Сибирь. Вся эта деятельность основывается на проработанной схеме "серой растаможки" китайских товаров. Известно, что ставки ввозных пошлин на разные товары сильно отличаются ( правда, сейчас правительство решило их унифицировать, чтобы сократить злоупотребления на таможне, хотя это вряд ли изменит ситуацию в корне ). Потому в декларациях указываются товары, облагаемые низкими пошлинами, а перевозятся практически любые. Неудивительно, что большую часть китайского ширпотреба, ввозимого в Россию, составляет контрабанда. Схема самой доставки следующая: машины отправляются через территорию Казахстана в Китай либо на пропускной пункт китайско-казахской границы ст.Дружба, где загружаются товаром челноков. После этого машины, оформленные на подставное лицо, следуют в Россию, в Алтайский край, через пропускные пункты на российско-казахской границе. С каждой машины по прибытии на пункт таможенного оформления взымается условная сумма таможенного платежа около 7 тыс. долларов США, хотя на самом деле, в соответствии со ставками ввозных пошлин, реальная оплата превышала бы эту сумму в десятки раз. Затем груз приходит на склад, арендуемый также подставной фирмой, где и раздаётся "челнокам". Далее товары следуют в другие города Алтая и Сибири по фиктивным документам, а на постах ГИБДД проплачиваются крупные взятки. Так турфирмы остаются в тени, поскольку зачастую не существует никаких документов, что груз принадлежит им. Доходы от этого бизнеса минуют налогообложение, а они очень высоки: за доставку одного кубометра груза "челноки" платят около 250-300 долларов США, при этом в течение одного месяца некоторые фирмы перегоняют из Китая до 400 машин груза, объёмом около 100 кубометров каждая. Высокие доходы порождают жестокую конкуренцию на рынке грузоперевозок китайского импорта, тогда в борьбу за объёмы груза вступают таможенники и чиновники, представляющие интересы той или иной фирмы ( яркое свидетельство тому - публикация в газете "Коммерсантъ - Сибирь" от 22 сентября "Почему импортёры не летают"). Таким образом создаётся абсурдная ситуация: работники таможни, обязанные защищать российский рынок, "успешно взаимодействуют" с фирмами-импортёрами в деле освоения отечественного рынка китайским ширпотребом, не замечают огромного потока контрабанды и активно участвуют в борьбе за объемы грузоперевозок из КНР на стороне приближенных к руководству Западно-Сибирского таможенного управления фирм. Когда же сотрудники УБЭП задерживают машины с контрабандой из Китая, то уголовные дела по этим фактам со стороны таможни по различным причинам не возбуждаются. Наиболее "продвинутые" алтайские и новосибирские турфирмы, пользующиеся благосклонностью краевых или областных чиновников и таможенников, сами становятся таможенными брокерами ( например, фирма "Аэротранс", поддерживаемая губернатором Алтайского края А.А.Суриковым, если верить статье А.Николаева, опубликованной в газете "МК на Алтае" за 27 апреля). "Аэротранс" во главе с Е.И.Востриковым занимает лидирующие позиции в сфере доставки ширпотреба из КНР на Алтае. Е.И.Востриков с самого начала деятельности своей фирмы проявил недюжие способности в деле увеличения объема грузоперевозок и легализации практики "серой растаможки": инициировал организацию склада временного хранения, открытие международного авиарейса "Барнаул-Урумчи", добился регистрации "Аэротранс" как таможенного брокера, перевел часть грузопотока, шедшего из КНР в Москву и европейскую часть России с авиаперевозчиков на свою фирму, лоббировал собственные интересы через администрацию Алтайского края ( строительство дороги в Китай ).

Помимо "Аэротранса" сибирский "челночный" бизнес обслуживают следующие барнаульские турфирмы: "Сибтурсервис", "Туризм-сервис", "Северное сияние и Ко", "Возрождение", "Скатт" и другие фирмы Барнаула , Новосибирска ( наиболее мощного центра "челночной" торговли Сибирского округа ), Томска, Красноярска и других городов Сибири.

Алтайские чиновники, призванные защищать российский внутренний рынок, почему-то предпочитают продавать китайцам лес, цветные и чёрные металлы либо занимаются продвижением китайского ширпотреба в Сибирь. Особенно настораживает деятельность А.А.Сурикова в отношениях с КНР ( он не раз бывал там с визитом ), губернатор активно содействует развитию проекта строительства автодороги в Китай через территорию Горного Алтая, что позволит значительно сократить транспортные издержки при доставке китайских товаров, а также даст возможность продавать российское сырьё напрямую за рубеж. Таким образом в строительстве новой дороги в КНР заинтересованы прежде всего грузоперевозчики товаров китайского производства, которым прохождение одной машины через территорию Казахстана обходится в 3-4 тыс. долларов США, а также фирмы-экспортеры, продающие в Китай необработанную древесину по низким ценам ( китайские компании активно скупают российский лес, поскольку правительство КНР запретило производить вырубки в некоторых китайских провинциях, заниженные же цены сохраняются благодаря тому, что большие партии экспортируемого леса заготовлены незаконным путём и в процессе экспортных операций совершается множество нарушений налогового законодательства ). Удивительно, что ситуация на Дальнем Востоке, превращающемся в сырьевой придаток Китая и Японии, почему-то ничему не учит алтайского губернатора.

А.А.Сурикову и другим чиновникам давно пора перейти от слов о поддержке отечественного производителя к делу. Российский внутренний рынок нуждается в защите, хотя, по-видимому, подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока государство предпочитает продавать природные ресурсы, а не добиваться конкурентноспособности российских товаров народного потребления и наукоемких технологий. Кроме того уже давно назрела необходимость корректировки устаревшего таможенного законодательства, реформирования таможенных органов, не выполняющих своих функций, также требуется ужесточение таможенного контроля за работой участников внешнеэкономической деятельности ( на пропускных пунктах отсутствуют органы стандартизации и санитарный контроль), принятие специальных мер по защите отечественного производителя ( в нашей стране не используются принятые во всём мире механизмы защиты внутреннего рынка).

Всё это - серьёзные проблемы, решение которых актуально для страны вцелом.

Иван Чолдин.